Научные публикации КФ РГСУ
Навигация
» Главная
» Новости РИО
» Расширенный поиск
» Обратная связь
Публикации
» Социальная работа
» Юриспруденция
» Финансы и кредит
» Менеджмент организации
» Маркетинг
» Внекафедральные
Интернет-конференции
«Актуальные проблемы юридической экспертологии»
Научные сборники
Вестник-2009
Вступительная статья
Социальная работа и социальные проблемы
Экономика, финансы, управление
Государство и право
Междисциплинарные и гуманитарные науки
Вестник-2007
Вступительная статья
Социальная работа
Экономика, финансы и кредит
Государство и право
Вестник-2006
Настоящее и будущее Филиала РГСУ в г.Красноярске
Финансы и кредит
Юриспруденция, история и право
Социальная работа
Экономика и управление
Видеоканалы
» Современное образование
Вышли в свет

    Warning: include(css/index.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/krasrgsu/public_html/kraspubl/templates/walger_a/index.php on line 56

    Warning: include(css/index.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/krasrgsu/public_html/kraspubl/templates/walger_a/index.php on line 56

    Warning: include() [function.include]: Failed opening 'css/index.php' for inclusion (include_path='.:/usr/lib/php:/usr/local/lib/php') in /home/krasrgsu/public_html/kraspubl/templates/walger_a/index.php on line 56
    Публикации
    Россия и ВТО: плюсы и минусы присоединения Версия для печати Отправить на e-mail
    27.11.2007

    Вестник-2007Данилин И. М., Горбунова М. С.,
    Филиал РГСУ в г. Красноярске

    Введение

    В последнее время тематика Всемирной торговой организации (ВТО) и присоединения к ней России стала преобладать в публичных дискуссиях в нашей стране. В обсуждение этого вопроса вовлечены чиновники, государственные деятели, парламентарии, бизнесмены. Всех интересует один вопрос: к чему же Россия присоединяется и зачем она это делает?

    Защитники членства в ВТО утверждают, что без участия во Всемирной торговой организации Россия не сможет продолжать экономические реформы, на равных участвовать в международной торговле и получать связанные с этим участием выгоды. Их оппоненты считают, что присоединение к ВТО нанесет непоправимый ущерб целым отраслям промышленности, лишит Правительство возможности принятия нужных экономических решений, а наиболее радикально настроенные полагают, что членство в ВТО «угробит миллионы россиян».

    Столь полярные точки зрения связаны, прежде всего, с отсутствием полной информации об этой организации и процессе присоединения.

    В предлагаемом Вашему вниманию докладе мы попробуем разобраться в том, а что же, собственно, из себя представляет Всемирная торговая организация, какие преимущества она дает своим членам и какие обязанности члены ВТО должны выполнять, как участие в ВТО влияет на развитие международной торговли.

    1. Что нельзя будет делать России после присоединения к ВТО?

    Таблица 1.

    Требования ВТО Нормы действующего законодательства или практика его применения
    Таможенная стоимость должна прежде всего основываться на стоимости, определенной контрактом. В случае сомнений в правильности контрактной стоимости, таможня должна доказать импортеру, что она искажена, и импортер имеет право обжалования. Использование справочных или минимальных цен запрещено Распространена практика минимальных и справочных цен, на основе которых осуществляется таможенная оценка. Процедуры оспаривания решений запутаны.
    Таможенные сборы должны отражать примерную стоимость услуги, оказанной таможней Таможенный сбор всегда составляет 0,15 процентов от стоимости товара
    Запреты и ограничения импорта по причинам, связанным с защитой жизни и здоровья людей и животных, должны быть научно обоснованы Требование отсутствует, практика применения мер не предусматривает предоставления научного обоснования
    Член ВТО должен создать «справочное бюро», в котором можно получить информацию о действующем регулировании торговли услугами Требование отсутствует, единой базы по законодательству нет
    Запрещено применение субсидий, поддерживающих конкретное предприятие Требование отсутствует, фактически субсидии конкретным предприятиям не предоставляются

    Основные «ограничители», вытекающие из членства в ВТО, можно иллюстративно суммировать следующим образом*:

    Автономно повышать импортные таможенные тарифы выше уровня, согласованного с членами ВТО. Повышение возможно:
    – только после консультаций,
    в случае дефицита платежного баланса.

    При этом, за Россией сохранятся право на применение других мер по защите внутреннего рынка (специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер), устанавливаемых сверх ставки ввозной таможенной пошлины.

    Дискриминировать импортные товары на всех стадиях транспортировки и продажи, включая дискриминационное налогообложение, предложение к продаже, включая рекламу, применение технических барьеров, стандартов и пр.

    Применять количественные ограничения, за исключением случаев применения специальных защитных мер.

    Применять максимальные или минимальные обязательные цены (энергетические товары).

    Ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям.

    Увязывать импорт (товаров, капиталов, услуг) с обязательством экспорта (энергетический сектор).

    Включать в инвестиционные и иные соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке (энергетический сектор).

    Применять экспортные субсидии в любых формах (ЕС).

    Применять субсидии в отношении отдельных предприятий или отдельных товаров (ЕС).

    Применять меры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования.

    Предоставлять привилегии государственным предприятиям или монополиям, вовлеченным в торговлю (энергетические товары).

    Ограничивать текущие платежи по внешнеторговым сделкам (ЕС).

    Ограничивать платежи по капитальным операциям, если такое ограничение ведет к ограничению торговли товарами или услугами (ЕС).

    Дискриминировать товары и услуги и их поставщиков одних стран по сравнению с товарами и услугами и их поставщиками других стран по любым признакам (за исключением товаров, поставляемых в рамках соглашений о свободной торговле и таможенном союзе).

    Ухудшать условия доступа на рынок и деятельности на рынке услуг по сравнению с параметрами, установленными соглашением.

    Лицензировать или иным образом ограничивать деятельность поставщика услуги, которое выходит за рамки цели обеспечить компетентность поставщика и качество самой услуги.

    Дискриминировать поставщика услуги или услугу по сравнению с отечественным поставщиком или услугой, если возможность такой дискриминации не предусмотрена соглашением.

    Таким образом, подавляющее число ограничений уже должно применяться Россией в силу обязательств по международному договору, на основе действующего законодательства или де-факто.

    2. Почему нужно спешить?

    Аргументация за присоединение России к ВТО в ближайшей перспективе в основном сводится к следующему:

    - Россия сможет принять участие в новом раунде многосторонних торговых переговоров и выработке новых правил торговли,

    - наличие в России в настоящее время переговорных ресурсов,

    - необходимость скорейшего получения реального материального эффекта в части устранения потерь от дискриминации России на внешних рынках, компенсаций в связи с расширением ЕС и пр.

    3. Краткая информация о ВТО

    Всемирная торговая организация (как и многие другие международные организации) расположена в г. Женеве, Швейцария. Она учреждена в 1995 г., став преемником действовавшего с 1947 г. Секретариата Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

    В ВТО входит 150 стран мира (включая Непал и Камбоджию, присоединившихся к ВТО на недавней Министерской конференции ВТО в г. Канкун (Мексика) и официально присоединившихся к ВТО в 2004 году), а также ряд государств Содружества независимых государств (Грузия, Киргизия, Молдова, Армения). Порядка 30 стран мира ведут переговоры об условиях присоединения к ВТО. В их числе – Россия, Беларусь, Казахстан, Украина и другие.

    Годовой бюджет ВТО на 2004 г. составляет 136,2 млн. долларов (по курсу доллара США к швейцарскому франку на ноябрь 2004 г.). Он формируется за счет взносов членов и используется главным образом для обеспечения работы секретариата, насчитывающего на ноябрь 2004 г. 601 постоянных сотрудников. Секретариат не имеет права принятия решений: все решения, касающиеся деятельности организации, принимаются ее членами.

    Функции ВТО:
    – контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО,
    – организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО,
    – наблюдение за торговой политикой членов ВТО,
    – сотрудничество с другими международными организациями,
    – прием новых членов,
    –разрешение торговых споров между членами.

    Практически все члены имеют в Женеве свои представительства при Всемирной торговой организации.

    На долю членов ВТО приходиться более 90 процентов мировой торговли товарами и услугами.

    4. Плюсы и минусы присоединения для России

    Расчет экономических последствий присоединения объективно невозможен. Это подтверждается и тем, что ни одна развитая страна не имеет точного и полного экономического анализа выгод своего участия в ВТО. Имеющиеся формулы (например, в США по товарам, в Австралии по услугам) ориентируются на теории сравнительных конкурентных преимуществ, которые сами по себе достаточно спорны, слишком общи, и основаны на механистическом подходе (снижение пошлины на мясо на х% приведет к снижению доходов в бюджет на у%. Рост конкуренции на внутреннем рынке приведет к снижению\росту занятости и доходов от налогообложения на 2%. Встречное снижение импортной пошлины торговым партнером на масло приведет к росту производства, экспорта, занятости и доходов от налогообложения на n%).

    Формулы не учитывают кроссекторальные последствия (например, как скажется вызванное снижением пошлин падение производства мяса на объемах производства мясоперерабатывающего оборудования или рефрижераторов). Более или менее достоверные оценки последствий могут быть сделаны только после завершения переговоров и опыта первых лет применения соглашений ВТО, когда можно будет оценить влияние участия в ВТО с точки зрения роста торговли, снижения или роста числа торговых конфликтов, влияния адаптированного к нормам ВТО законодательства на развитие национальной экономики.

    Тот факт, что ни одна из более чем 150 стран, включая развивающиеся и наименее развитые, не вышла из ВТО, а неучаствующие в деятельности организации страны стремятся в нее вступить, сам по себе говорит о том, что членство в ВТО в целом не препятствует реализации их национальных интересов, а наоборот, способствует их достижению. В таблицах 2 и 3 приводятся оценка некоторых очевидных и дискуссионных аргументов за и против присоединения.

    Таблица 2.
    Некоторые очевидные аргументы «за»

    Современная ситуация Ситуация после присоединения
    Условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта постоянно ухудшаются. На ноябрь 2004 г. против России применяется около 114 мер дискриминационного характера. Доступ на рынки становится проблемой экономической безопасности страны *. Дискриминация должна быть устранена. Россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки -снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг. Россия получит доступ к квази-судебной системе разрешения споров ВТО, и к возможности принудительного исполнения решений.
    Россия изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны, например, это касается таких новых для ВТО вопросов, как торговля и окружающая среда (экологический демпинг), торговля и социальные вопросы (социальный демпинг), особые правила торговли энергоносителями. Россия сможет принять участие в выработке новых правил международной торговли с учетом ее текущих и стратегических интересов.
    Законодательство России противоречиво и непоследовательно, подвержено непредсказуемым изменениям. Это существенно препятствует нормальному развитию экономической деятельности, привлечению капиталовложений. Участие в ВТО предполагает стабильность и транспарентность законодательства, основанного на многосторонних нормах. Само по себе оно существенно повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций
    Субъекты Российской Федерации часто применяют меры, препятствующие нормальным экономическим обменам. В соответствии с нормами ВТО участник должен привести все свое законодательство, в том числе на региональном уровне, в соответствие с общими и специфическими обязательствами России.
    Лоббирование интересов отдельных компаний и групп может стать серьезной проблемой для правительства и законодателей. Участие в ВТО существенно сократит возможности лоббирования — Россия будет связана жесткими обязательствами, в том числе обязательством недискриминации.
    Таможенная политика России, как и политика регулирования доступа на рынок, запутана и противоречива. Участие в ВТО подчинит политику регулирования доступа на рынок строгим правилам.
    Интеграция России и других стран СНГ идет крайне медленно, и поставлена под угрозу в связи с присоединением к ВТО Грузии, Киргизии, Молдовы и Армении и намерением присоединиться к ВТО Украины и ряда других стран. Участие России в ВТО будет способствовать укреплению отношений в рамках СНГ на основе соглашений о свободной торговле и, в отдельных случаях, таможенного союза.

    Таблица 3.
    Некоторые дискуссионные аргументы

    Против присоединения Контраргументы
    Россия лишится возможности защиты товаропроизводителей — тариф будет связан, субсидии ограничены. Уровень «связывания» тарифа — вопрос переговоров. Скорее всего, удастся добиться среднего уровня «связывания» в 12 % — что выше, чем ожидаемый уровень тарифной защиты после реализации последних решений о «гармонизации». Россия сможет активно применять инструменты селективной защиты секторов от наносящей или угрожающей нанести ущерб недобросовестной конкуренции, которые до сих пор практически не используются. Наконец, в критических случаях Россия сможет выйти из «связывания» тарифа.
    Что касается субсидий, то запреты касаются главным образом только экспортных субсидий в промышленности (в России практически не предоставляются).
    Практика селективного субсидирования в последние год-два ограничена до минимума. Отдельным вопросом является субсидирование аграрного сектора, где все виды субсидирования пока разрешены ВТО. Задачей является согласование разумного уровня таких субсидий для России.
    Россия будет вынуждена открыть ключевые рынки услуг, в том числе финансовых, что нанесет ущерб ее национальным интересам. Это также вопрос переговоров. Ни один партнер пока не требует полной либерализации доступа на эти рынки. Кроме того, в проект обязательств России “заложены” некоторые меры, применение которых сможет устранить негативный эффект иностранной конкуренции даже в случае полного открытия рынка той или иной услуги. В настоящее время доступ для иностранных поставщиков ограничен только в 6 секторах услуг. В критических случаях Россия сможет выйти из обязательств по доступу на конкретный рынок услуг.
    Россия потеряет возможность принимать те законы, которые она хочет, и проводить суверенную экономическую политику. Россия давно не суверенна в принятии решений. Ее суверенитет ограничивает более 4000 международных договоров, в которых она участвует. Ряд этих договоров (Договор к Энергетической хартии, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС) содержит, в том числе через прямую ссылку на конкретные статьи соглашений ВТО, обязательства, идентичные или сопоставимые с обязательствами участников ВТО. С другой стороны, решение ряда важных макроэкономических задач нереально без использования уже накопленного опыта других стран.
    Участие в ВТО приведет к росту расходов федерального бюджета. Эти расходы не превышают 1−2 миллионов долларов в год (членский взнос, расходы на содержание аппарата).
    Участие в ВТО потребует серьезных изменений в работе Правительства Российской Федерации. Это не совсем так — речь идет о решении достаточно непростой задачи подготовки квалифицированных госслужащих.

    Очевиден еще один аргумент «за» – скорейшее присоединение России к ВТО будет способствовать улучшению предпринимательского климата в стране, и таким образом росту конкурентоспособности ее экономики

    Выводы

    Теперь мы можем сделать как минимум четыре важных вывода, касающихся ВТО и условий участия в организации России:

    1) Либерализм системы ВТО заключается, прежде всего, в том, что она устанавливает четкие правила игры в применении инструментов внешнеэкономической и некоторых инструментов внутренней экономической политики. Эта система ни в коей мере не исключает возможности применения протекционистских инструментов, но определяет строгие рамки их применения.

    2) Условия участия в ВТО и, таким образом, условия доступа на рынок России определяются в ходе переговоров. До завершения переговоров, любые выводы о том, что участие в ВТО ослабит Россию, очевидно, не могут быть логически объяснены.

    3) Переговоры по присоединению России к ВТО предполагают активное участие в них российского бизнес-сообщества. Это обусловлено не только возможностью максимизировать выгоды для заинтересованных компаний от членства нашей страны в этой организации, но и перспективой более эффективного использования государственного ресурса при планировании и осуществлении своей хозяйственной деятельности.

    4) Российское бизнес-сообщество имеет реальную возможность оказывать влияние на переговорный процесс по присоединению России к ВТО путем активного участия в подготовке российской переговорной позиции в различных секторах. Причем такой подход позволит российским заинтересованным компаниям максимизировать выгоды от членства России в ВТО на перспективу.

     
    Другие статьи автора
    Актуальные проблемы юридической экспертологии
    Video: Современное образование
    Дополнительное образование
    Социальная работа
    Последние поступления
      Самое популярное
      Юриспруденция
      Последние поступления
        Самое популярное
        Финансы и кредит
        Последние поступления
          Самое популярное
          Менеджмент организации
          Последние поступления
            Самое популярное
            Маркетинг
            Последние поступления
              Самое популярное
              Внекафедральные публикации
              Последние поступления
                Самое популярное
                главная » социальная работа » юриспруденция » финансы и кредит » менеджмент организации » маркетинг » внекафедральные » новости рио » sitemape »
                При цитировании материалов сайта ссылка на сайт и указание имени автора публикации обязательны
                кф ргсу © 2008